Распечатать

<На главную страницу портала>
<На главную страницу библиотеки>



Познышев С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. Москва, 1913. // Allpravo.Ru - 2004.



Способность к занятию судейской должности (85-86). / Познышев С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. Москва, 1913. // Allpravo.Ru - 2004.
ГЛABA V. Условия судебной службы, обеспечивающие правильное отправление уголовного правосудия.

§ 85. Для того, чтобы цели уголовного правосудия достигались и уголовные суды функционировали правильно, необходимо:

Во-первых, обеспечить занятие судебных должностей лицами, по их внутренним качествам способными разумно и беспристрастно выполнять сложные обязанности судьи, a

Во-вторых, поставить этих лиц в такое служебное положение, при котором они могли бы действовать самостоятельно без особых усилий, иначе говоря, обеспечить им самостоятельность как внешнюю, т. е. от лиц других ведомств, так и внутреннюю, т. е. в пределах судебного ведомства.

Одного отделения судебной власти от административной для этого недостаточно. Необходим еще ряд условий. И не неся административных функций, судья может быть податлив на разные извне идущие влияния и слишком зависим в своем судебном ведомстве.

Условия судебной службы, обеспечивающие правильное отправление правосудия, можно подразделить на следующие категории, которые и будут последовательно рассмотрены в дальнейшем изложении:

I. Личные условия, необходимые для занятия судейской должности (образующие «способность» к занятию должности судьи).

II. Порядки определения в судебную службу.

III. Особенности служебного положения судей. Сначала остановлюсь на первой группе.

§ 86. I. Способность к занятию судебной должности. В целях возможно обеспечить занятие судебных должностей лицами, по своим внутренним качествам способными к отправлению обязанностей судьи, закон устанавливает следующие условия для занятия судейских должностей.

1. Нравственный ценз. В законе этот ценз сводится к неопороченности по суду, общественному приговору или постановлению духовных властей. Что же касается положительных нравственных качеств, то законодатель рассчитывает обеспечить наличность их y судей устанавливаемыми им порядками занятия судейских должностей. Требуя неопороченности закон говорит, что не могут быть назначаемы в должности по судебному ведомству и не могут быть присяжными заседателями:

1) Все состоящие под следствием или судом за преступления или проступки. Несомненно, однако, что в данном случае закон слишком строг. Не всякое нахождение под следствием или привлечение к суду настолько марает человека, что делает его неспособным к занятию судейской должности. Во всяком случае следовало бы ограничить это постановление случаями обвинения в более или менее тяжких преступлениях. Такое постановление легко может стать орудием борьбы партий при выборах, напр., мировых судей; легко устранить от выборов любого человека предъявлением ему какого-либо ничтожного обвинения y мирового судьи.

2) подвергшиеся по судебным приговорам за противозаконные деяния заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию. И это постановление слишком строго. Под «иным более строгим наказанием», надо разуметь все карательные меры, поставленные законом на лестнице наказаний выше тюрьмы, a к числу таких, согласно ст. 30 Улож. о нак., относится, между прочим, и заключение в крепости. Вполне справедливо по этому поводу замечает проф. Фойницкий: «нельзя не признать такого постановления чрезмерно строгим и едва ли правильным». «Позорит не наказание, a преступление; есть преступные деяния, которые государство вынуждено наказывать, но которые не умаляют достоинства виновного; для них обыкновенно избираются особенные наказания, каково заключение в крепости». «Связывать с ними лишение права судебной деятельности не представляется нужным». «Притом, это—лишение бессрочное, пожизненное и, как таковое, представляет существенные недостатки». «Прибавим, что тюрьма есть обыкновенно наказание неосторожности при тяжких посягательствах; но целесообразно ли за неосторожную вину навсегда лишать человека права участия в судебной деятельности и общество—его услуг». «Даже при самом пессимистическом взгляде на исправление преступников, из общей массы их следует выделить действовавших по неосторожности». «Лишение судебного ценза желательно поставить в связь с преступлением, a не только с наказанием, и сообщить ему срочный—характер[1].

3) Те, которые, быв под судом за преступления или проступки, влекущие за собою заключение в тюрьме или иное более строгое наказание, не оправданы судебными приговорами.

4) исключенные из службы по суду.

5) объявленные несостоятельными должниками.

6) состоящие под опекою за расточительность.

7) исключенные из духовного ведомства за пороки.

8) исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат[2].

В частности, неспособными к занятию судебных должностей, должны считаться и исключенные из сословия присяжных поверенных. Новый закон о местном суде определенно указал на это, изменив редакцию 2 п. ст. 21 учр. с. уст. в последних словах этого пункта он упоминает, между прочим, об исключенных из числа присяжных поверенных.

Несколько иначе обрисовываются категории лиц, не могущих быть волостными судьями, в новых правилах о волостном суде 1912 года. (§ 64). Интересно отметить, что по этим правилам (ст. 5), некоторые условия, препятствующие избранию в волостные судьи, срочны, так что по прошествии известного срока способность быть волостным судьей восстановляется. Так, не могут быть избираемы в волостные судьи, между прочим, отрешенные от должности по приговорам уголовного суда, a равно удаленные от должности, как в порядке дисциплинарном, на основании настоящих правил (ст. 46, 47 и 51), так к в порядке, статьею 193 общего положения о крестьянах определенном (св. з. т. IX особ. прил. изд. 1902 г.), но лишь в течение трех лет со времени их отрешения или удаления.

Если сравнить приведенный выше перечень с общими, условиями, выставленными в Уставе о службе гражданской, то окажется, что к лицам, ищущим судейских должностей, — и вполне справедливо,—закон относится строже; так, по уставу о службе гражданской не могут быть назначаемы на должности, лишь лица, приговоренные к наказаниям, соединенным с лишением или ограничением прав состояния, или исключенные из службы.

2. Образовательный ценз. Наименьший образовательный ценз требуется законом от присяжных заседателей: они должны лишь знать русский язык и уметь читать по-русски (п. 2 ст. 81 учр. с. уст.;. От старшины присяжных заседателей требуется уже вообще грамотность, т. е. и уменье писать (ст. 670 y. y. с). Грамотность требуется и от волостных судей (см. ст. 5 врем. правил 15 июня 1912 г.). Для мировых судей установлен (ст. 19, п. 2 учр. с. уст.) такой ценз: окончание высшего или среднего учебного заведения или выдержание соответствующего сему испытания, или служба не менее 3 лет в таких должностях, при исправлении которых можно приобрести практические сведения в производстве судебных дел. В законе 15 июня 1912 года этот ценз получил несколько иную обрисовку. Новый закон позволяет избирать в мировые судьи лишь тех, которые «получили аттестаты или дипломы университетов или других высших учебных заведений об окончании курса наук, или, получив свидетельство об окончании курса наук в средних учебных заведениях, либо выдержав соответствующее сему испытание, прослужили не менее 3 лет в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, или же, не имея вышеуказанного образовательного ценза, прослужили не менее 6 лет в должностях предводителя дворянства или секретаря мирового съезда, либо, до введения в действие закона о преобразовании местного суда, занимали в течение того же срока должности земского участкового начальника или секретаря уездного съезда (ст. 19, п. 2 в новой редакции). Сравнивая новый закон и вышеприведенное постановление ст. 19, п. 2 прежней редакции, нельзя не видеть, что новый закон повысил требования: трехлетняя служба не заменяет, a дополняет в нем среднее образование, заменить же образовательный ценз может лишь служба вдвое более продолжительная; только высшее образование, по новому закону, не требует дополнения службою в течение известного времени.

Для должностей судебных следователей, членов окружных судов и судебных_ палат, товарищей председателей и председателей судов и палат установлен следующий ценз: на эти должности могут быть назначаемы лишь лица, имеющие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержании экзамена по этим наукам, или же доказавшие на службе свои познания по судебной части (ст. 202 уч. с. уст.). Последние слова, устанавливающие замену ценза служебной опытностью, объясняются тем, что во время судебной реформы число образованных юристов y нас было невелико и составители Судебных Уставов опасались, что оно будет недостаточно.

3. Имущественный ценз. Имущественный ценз установлен законом для мировых судей и присяжных заседателей. По закону 15 июня 1912 г. в мировые судьи могут быть избираемы лишь лица, которые сами, их родители или жены владеют не менее одного года, хотя бы и в разных губерниях, либо: а) пространством обложенной земскими сборами земли, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания (пол. зем. учр., изд. 1892 г., и по прод. 1906 г. ст. 16, прил.), либо б) другим недвижимым имуществом вне городов, обложенным земскими сборами, ценою не ниже 15000 p., либо в) в городах недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога: в столицах — не менее 15000 p., в городах с населением свыше ста тысяч человек—не менее 6000 р. и в прочих городах — не менее 3000 р. (ст. 19, п. 3).

До закона 1912 г. имущественный ценз определялся в ст. 19, п. 3 несколько иначе, именно, требовалось, чтобы избираемые, их родители или жены владели, хотя бы в разных местах, пространством земли вдвое против определенного для непосредственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания, или другим недвижимым имуществом ценою не ниже 15000 руб., a в городах—недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога: в столицах — не менее 6000 p., в прочих же городах—не менее 3000

Для отправления обязанностей присяжных заседателей имущественный ценз не представляется необходимым; при отсутствии его, но при наличности указываемых законом других условий человек может быть присяжным заседателем (§ 80).

По ст. 5 временных правил о волостном суде 1912 года в волостные судьи могут быть избираемы лишь «крестьяне-домохозяева».

4. Другие условия, которым должны удовлетворять лица, занимающие судейские должности.

К числу этих условий принадлежат:

а) русское подданство.

б) известный возраст,—для следователей, мировых судей и присяжных заседателей не менее 25 лет, для волостных судей—не менее 30 лет, (ст. 200, 205, 81, 19 п. 1 учр. с. уст.; ст. 5 врем. правил о вол. суде 1912 г.).

Для присяжных заседателей указан и предельный возраст—70 л.

в) Стаж. С целью обеспечить достаточную подготовленность и опытность судей, закон устанавливает, что на ту или иную судейскую должность может быть назначено лишь лицо прослужившее известное число лет на ниже стоящей должности или пробывшее известное время кандидатом на судебные должности. Так, напр., членом окружного суда может быть лишь лицо, служившее по судебной части не менее 3 л. в должности не ниже секретаря окружного суда или состоявшее не менее 10 лет присяжным поверенным (ст. 203—204 уч. с. уст.).

Председателями и товарищами председателей окружных судов и членами судебных палат могут быть лишь лица, состоявшие не менее 3 лет в судебном ведомстве в должностях не ниже членов и прокуроров окружного суда, a председателями судебных палат могут быть лишь лица, состоявшие, по крайней мере, 3 года прокурорами палаты или членами палаты, председателями или товарищами председателя окружного суда (ст. 206—207 учр. с. уст.).

Сенаторами кассационных департаментов Сената могут быть лишь лица, состоявшие не менее 3 лет обер-прокурорами или товарищами обер-прокуроров, председателями, членами или прокурорами палаты (ст. 208 у. с. у.).

г) Кроме перечисленных, закон ставит иногда еще одно условие: пребывание, в течение известного времени, в определенной местности. Так, в присяжные заседатели избираются лишь жительствующие не менее 2 лет в том уезде, где производится избрание (п. 4 ст. 81 уч. с. уст.).

Определенные к судебным должностям лица, обязаны явиться на службу не позднее месяца со дня объявления им об определении их к должности. Находящимся в расстоянии более 100 верст от места нового служения прибавляется поверстный срок (1 день—на 50 верст) (ст. 224 y. y. с). Назначенный в первый раз на должность судьи должен принять установленную присягу (ст. 224 учр. с. у.



[1] Курс стр. 210.

[2] Ст. 21, 82, 201 Учр. с. уст.



http://www.allpravo.ru/library/doc1897p0/instrum3553/print3764.html
"ВСЕ О ПРАВЕ" © :: Информационно-образовательный юридический портал ::
Аllpravo.Ru 2021г. По всем вопросам пишите:info@allpravo.ru